Молодые мамы, ожидая первого ребёнка, нередко строят планы, как они будут развивать своего кроху, причём буквально с первых месяцев его жизни. А потому заранее запасаются всевозможными методиками, чтобы малыш развивался, к двум начал читать, к трем — складывать и отнимать… Есть ли смысл в «раннем развитии»?
Известно, что мозг человека наиболее интенсивно развивается в возрасте до трех лет. Опыт, который малыш получает после рождения, познавая окружающую среду и общаясь с матерью, способствует образованию нейронных связей в мозге. Из этого родилось предположение о том, что овладение ребенком как можно большим количеством навыков и информации в раннем детстве приводит к формированию у него высокого интеллекта и даже одаренности. Огромную популярность приобрела идея раннего развития. Но так ли оно полезно на самом деле?
О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее. И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно. Разницу чувствуете? Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы — опасно. Так и с ранним развитием.
На мой взгляд, первая и главная опасность занятий для малышей заключается в их прекрасном маскировочном эффекте. Приведу пример из жизни. Я знаю семью, у которой ребёнок в полтора года выучил названия многих экзотических животных: он знает жирафа, бегемота, кашалота, знает марки машин и даже делает попытки разобраться в видах динозавров. Всему этому его учат с шести месяцев по специальной программе. Свободное время родители занимаются с ним по карточкам, водят на кружки. Однако выяснилось, что у ребёнка тяжёлые нарушения в работе мозга. Дело в том, что он узнавал животных только на конкретных карточках. Когда же ему подарили несколько книг с авторскими иллюстрациями, он не смог узнать на них даже кошку. Ребёнок думал, что «жираф», «бегемот» и «кашалот» это названия карточек. На поверку оказалось, что у ребёнка трудности с абстрактным мышлением и воображением.
Этот пример иллюстрирует довольно частую проблему: родители считают, что залог успешного развития лежит в постоянной занятости. С ребёнком всё время занимаются, ребёнок демонстрирует чудесную память. На этом основании родители делают вывод, что воспитывают гения. На самом же деле их ребёнок отстаёт в развитии.
Вы замечали, что эрудитов на порядок больше, чем интеллектуалов? И что хорошая память при скромном уме встречается гораздо чаще, чем она же при уме блестящем? Всё потому, что запомнить гораздо легче, чем подумать.
Выучить 100 существительных легче, чем научиться использовать один глагол.
А освоить глаголы действия «идти», «стоять», «сидеть» легче, чем такие выражающие личные потребности слова, как «пить», «есть», «писать». Ещё сложнее запомнить «нет». И уже совсем сложно — «да». Благодаря кружкам развития у нас появляются двухлетние дети, знающие наизусть весь атлас животного мира, но не способные попросить пить или сказать «нет».
Более того, встречаются дети, которые в два года не умеют нюхать, дуть на горячее. Видимо, им не давали ароматную краюшку хлеба или красивый цветок, приговаривая «понюхай, как вкусно пахнет». Не учила мама, что нужно подуть, если не хочешь обжечься кашей. Встречала детей, которые не знают слов «больно», «болит», даже в форме «бобо». И ладно бы речь шла только о запущенных случаях, где семьи детьми не занимаются. Нет, такие дети есть и среди тех, кого постоянно водят развиваться. Среди трехлеток имеются такие, кто знает несколько десятков и даже сотен иностранных слов, но не умеет одеваться, застёгивать липучки, вешать одежду на крючок и самостоятельно чистить зубы.
Жизнь вокруг все больше напоминает езду на велосипеде: пока крутишь педали – едешь. Стоит только остановиться – упадешь. Чтобы успеть, неважно что, нужно крутиться все быстрее и все успевать. Чтобы добиться чего-то в жизни уже мало закончить один институт, стать кандидатом наук и получить тепленькое место работы. Нынче в моде – быть успешным. А это значит – знать несколько языков (одним английским уже давно никого не удивишь, это даже не специальность, а приложение к специальности), нужно все время повышать свой профессиональный уровень, обязательно заниматься хоть каким спортом и быть всесторонне развитой личностью. В общем, все должно быть строго по Чехову.
Каждый родитель, без сомнения, желает своему ребенку самого лучшего. Он хочет, чтобы его малыш вырос в умного, красивого и обеспеченного человека. Можно, конечно, преподнести все это своему отпрыску на блюдечке с голубой каемочкой в виде наследства, акций, готового бизнеса и прочего. Но гораздо разумнее научить ребенка достигать желаемого самому.
И чтобы успеть научить своего ребенка всему, что ему может понадобиться в жизни, родители еще до рождения своего малыша уже начинают его образовывать. Будущие мамы посещают курсы, где помимо подготовки непосредственно к родам занимаются и интеллектуальным развитием ребеночка. Очень забавно и трогательно наблюдать со стороны, как пузатые без пяти минут мамы под музыку гремят погремушками около живота с разных сторон и в разном темпе, прикладывают к нему разноцветные листы бумаги, поют, отбивают ритм на животе и занимаются прочей ерундой. Не знаю, способствует ли это рождению гениев, но настроение от таких занятий обязательно повышается, что тоже имеет большое значение.
Сразу после рождения родители посещают со своими детишками школы по танцам, пению и другие всевозможные курсы раннего развития детей. Однако ответственные родители все время испытываю беспокойство и зуд, глядя на сверстников своих детей. Эта девочка уже третий год занимается фигурным катанием и пением, мальчик – гимнастикой, рисованием и чем-то еще, этого водят в группу Монтессори чуть не с рождения, тот уже на лыжах горных катается, та английским языком занимается пять раз в неделю. В некоторые спортивные секции детей записывают, едва они появятся на свет. И вот одним родителям их внутренний голос начинает навязчиво бубнить, что они, наверное, плохие мать и отец, раз не развивают ребенка, не вкладываю в него знания и умения, не водят его из секции в секцию, из кружка в кружок. Что другие дети уже так много знают и умеют и прочее и т.д. и т.п.
Другие родители наоборот, считают, что главное – здоровье, а все языки, рисование и спортивные школы спокойно могут и подождать. И не надо ребенка перегружать – у него должно быть детство с играми, а не занятия по расписанию, и самое нужное в детском возрасте – это сон, гулянье на свежем воздухе и правильное питание.
Как обычно, у каждого пути развития ребенка есть свои плюсы и минусы, но вот где их больше или меньше? Дает ли реально пользу ребенку раннее развитие или наоборот отвращает ребенка от дальнейшего обучения. Вспомним семью Никитиных – их дети не захотели пойти по стопам своих родителей в этом вопросе. Курсов образования и развития детей рынок предлагает очень много, и все они переполнены. Но качество преподавания на них сильно разнится, а цену за них назначают чаще всего высокую. Цена при этом не всегда соответствует качеству, да еще и непонятно, нужно ли это в принципе. А на этот вопрос каждый родитель ищет ответ самостоятельно, поскольку только он и никто другой несет ответственность за своего маленького ребенка.
Что представляет собой раннее развитие
Как правило, под термином «раннее развитие» чаще всего понимается развитие интеллектуальных функций, опережающее средневозрастные нормы. При этом предполагается, что в результате специальной развивающей деятельности со стороны педагогов, родителей и психологов часть этих функции (например, мышление, внимание, память, речь) может достигнуть более высокого уровня развития за меньшее время, чем обычно. Все это выглядит достаточно привлекательно. Но в чем же тут загвоздка?
Негативное влияние раннего развития
Феномен раннего развития является неоднозначным. По мнению большинства специалистов, развитие ребенка должно быть, прежде всего, своевременным. Это связано с тем, что развитие во многом зависит от созревания головного мозга. Конечно, можно попытаться научить годовалого младенца самостоятельно читать, но какой в этом толк, если отделы мозга, отвечающие за эти функции, еще недостаточно развиты? Именно поэтому многие детские врачи скептически смотрят на то, что обычно называют «ранним развитием».
О пагубном влиянии раннего развития можно говорить тогда, когда его цели недостаточно прозрачны. Например, родители могут пытаться с помощью ребенка реализовать в жизнь свои несбывшиеся мечты. Они возлагают на него огромные надежды, нагружают его бесконечными развивающими занятиями и непосильными задачами, так, что на обычную игру у малыша просто не остается времени и сил. С рождения он изучает несколько языков, с года ходит на йогу, в двухлетнем возрасте обучается алфавиту. Казалось бы, все это должно пойти на благо ребенку и сделать в будущем из него достаточно успешного человека. Но в результате под гнетом давящих родительских ожиданий ребенок еще с малых лет постоянно чувствует себя усталым, измотанным, ничего не хочет и теряет ко всему интерес.
Родителями, отдающими предпочтение раннему развитию, чаще всего руководят такие эмоции, как:
♦ тревога по поводу того, что они не успеют вовремя сделать что-то важное для малыша;
♦ страх, что они не смогут дать ему то, что сделает его успешным и счастливым;
♦ чувство вины, связанное с тем, что из-за этого они будут чувствовать себя «плохими» родителями.
Дети-«вундеркинды» испытывают значительные трудности в процессе социальной адаптации. Им трудно находить язык со своими сверстниками. Они сталкиваются с проблемами, обусловленными недоразвитостью эмоционального интеллекта, нехваткой способностей понимать свои собственные чувства, а также эмоции и мотивы других людей.
Играть действительно нужно
Люди не верят, когда им говорят, что ребёнок учится через игру. И учится от близких. Не верят, что для ребёнка в полтора года важнее «Школы семи гномов» является возможность потрогать кошку, собирать два часа пылинки с пола, измазаться в грязи и слепить свой первый снежок.
Почему игра важна в жизни ребёнка
Возможно, родителям, которые не оставляют ребёнку свободного от занятий времени, стоит почитать немного о работе зоологов, этологов. Тех, кто изучают фундаментальные поведенческие законы всех живых существ. Тогда они узнают, что не удастся выпустить на волю хищников, которые с младенчества росли одни и не имели партнёров для игры.
Известный зоолог Ясон Бадридзе в ходе работы по воспитанию в неволе готовых к самостоятельной лесной жизни волков выяснил, что волки не смогут охотиться, если они не играют друг с другом в детстве. Более того, для игры им нужен максимально сложный ландшафт. Волчата, которые воспитывались у Бадридзе в пустом вольере, не могли научиться охоте. Они элементарно не умели предугадывать, по какой траектории побежит олень, на какой скорости нужно его перехватывать. Они не могли организовать коллективную охоту, потому что ни один не научился рассчитывать свои силы. Зато волчата, которые играли друг с другом в догонялки посреди развалов камней, коряг, имитации леса, выросли в полноценных волков и сумели освоить охоту. Чем интеллектуальней животное, тем важнее для него игра в детстве.
У нас, к сожалению, принято льстить себе утверждением, будто мы далеко ушли от животных. Да, в общем-то, нет. Не так далеко, как хотелось бы. И нам в детстве страшно нужна игра. Нужна возможность не просто играть, но и наигрываться вдоволь. До усталости, до удовлетворения. Особенно это важно для детей с творческим потенциалом.
Очень мне понравился пример такого «ненавязчивого» развития в Израиле. Вот выходит бабушка с ребенком на прогулку, мимо пролетает бабочка и бабушка малышу рассказывает о бабочке в доступной для него форме, вовлекает его в какую-нибудь игру на тему бабочки и т.д. Это и есть развитие.
А когда ребенка пытаются в год-полтора научить различать буквы, цвета и еще спрашивают с него правильные ответы – это совершенно неприемлемо для ребенка
И вместо художника получается солдат…
Второй опасный эффект кружков раннего развития в их режиме. Крайне удручают всевозможные «творческие» занятия, кружки лепки для годовалых, уроки рисования пальцами для полуторалетних. В таком возрасте эта деятельность должна быть свободной. Недавно в одном популярном интернет-сообществе, посвящённом раннему развитию, родители обсуждали проблему: как заставить ребёнка заканчивать занятия лепкой или рисованием по часам, как сделать так, чтобы он потом не бегал по дому с массой для лепки и не мазал краску на обои.
Детям год-полтора, а из них уже делают солдат с режимом. Но дело в том, что творчества по часам не бывает. Это понимала даже советская власть. Она не могла загнать писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов и других на работу от звонка до звонка. Но и оставить их публично неработающими тоже не решалась — это стало бы ударом для всей советской трудовой идеологии. Поэтому в стране придумали разнообразные творческие союзы. Они были созданы не только для контроля интеллигенции, но и с целью маскировки их незанятости. Даже Сталин понимал, что художник не будет работать по часам. А наши молодые мамы не понимают.
Сегодня творческие профессии приобрели огромный престиж, потому что впервые, пожалуй, в истории человечества свободный труд, возможность не иметь начальства, право самому распоряжаться собственным временем были открыто объявлены ценностью. Людям свободных профессий общество всегда завидовало, но только сейчас стало делать это открыто. Российские родители делятся на три равные группы: одни хотят сделать из детей чиновников, другие — успешных учёных, а третьи — творческую элиту.
Знайте же, мамы и папы: большого учёного не вырастет без просиживания за книгами до глубокой ночи. Писателя не получится из того, кто в детстве не сидел за своими стихами и первыми рассказами до утра. И не станет художником ребёнок, которому выдают краски строго по часам.
Хотите развить в ребёнке творческие способности? Не ограничивайте его в порыве рисования. И в любом другом порыве. Вопреки обывательскому мнению, художниками становятся не те, с кем с пелёнок регулярно занимаются, но те, кто имел возможность по полдня складывать в коробочку собранные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упоенно ловил в траве кузнечиков. Потому что у этих детей развита моторика, работает воображение и им знакомо чувство увлечённого нетерпения.
Детям, которые вместо свободной прогулки рисуют по команде в компании случайных людей кляксы, не знакомо ничего из этого.
Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.
Ни один человек не может ответить на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.
Видео для младенцев опасны
Они фрустрируют ребёнка, негативно влияют на развитие мозга, портят зрение, а, главное, лишают ребёнка полезного общения со взрослыми. Развивающие видеофильмы для детей угнетают его психику, фантазию и способность концентрировать внимание. Если вы сажаете ребёнка перед телевизором, польза от этого только одна — вы получаете свое собственное свободное время. Ребёнок же недополучает игры, общения с родителями и с самим собой. Если вы все же разрешаете смотреть мультфильмы ребенку -то пусть он смотрит мультики 70-8-х годов, где котенок похож на котенка, собачка на собачку, девочка на девочку, а не эти квадратные, непонятные человечки и животные, которые даже взрослые не всегда поймут…что это и кто это. Ребенок должен знакомиться с персонажем в книжках и мультфильмах (животные, птицы, люди) с красивыми, естественными лицами, похожими самим на себя. А сейчас же в книгах и мультфильмах художники рисуют картинки с уродливыми телами и отвратительными лицами и мордашками, отчего у ребенка меняется мировоззрение и реальность к истине.
Право на одиночество
Да-да, ребёнок первых лет жизни должен иметь возможность вдоволь играть и вдоволь общаться с самим собой. Одиночество для ребёнка чрезвычайно важно. Потому что именно в одиночестве у него начинает работать фантазия, воображение. Ребёнок, который все время занят, все время на виду у родителей, сверстников, педагогов, не имеет возможности подумать. Детей, которые не бывают заняты сами с собой, сразу видно. Не поверите, но они хуже говорят, медленнее соображают, меньше выдумывают.
Один из главных врагов ребёнка — миф о необходимости социализации
О том, что он должен как можно раньше начинать общаться с чужими людьми. В итоге родители считают, что их ребёнку будет мало общения с тридцатью случайно подобранными людьми восемь часов в день, пять дней в неделю. Они начинают с полугода водить ребёнка на курсы якобы для установки навыков общения. Если ребёнку повезло и он не идет хотя бы в ясли, то с полутора лет его вместо яслей обязательно поведут на кружки. Чтобы учился и социализировался.
Скажите честно, у кого из вас есть потребность по восемь часов в день находиться в коллективе из 30 человек? С друзьями каждый день по столько часов у всех есть желание общаться? То-то же!
Чем меньше ребёнок, тем меньше у него потребностей в общении и тем важнее для него возможность быть одному и в привычной обстановке.
Те, кто лишает своего ребёнка права увлечься игрой в одиночестве, рискуют вырастить ребёнка не просто посредственного, но и отстающего в развитии. Что у такого ребёнка не будет воли, самостоятельности и интереса к жизни, это ещё полпроблемы. Куда страшнее, что перегруженность общением, режим и строгие занятия могут сказаться на способности ребёнка думать, размышлять, воображать. Он будет знать по картинкам все флаги мира и всех животных саванны, но не сообразит, что делать, когда потеряется в магазине.
Нужно ли ребенку раннее развитие?
За последние пять лет произошел большой бум на раннее развитие детей. Родители были одержимы идеей, что их ребенок должен быть самым-самым. В принципе, это вполне адекватное желание современных мам и пап. Однако не все родители знают, когда действительно стоит начинать учить ребенка читать, писать и считать. И с какого возраста стоит его водить на различные кружки?
Раннее развитие ребенка: когда начинать?
Ранним возрастом у ребенка считается период от 1 года до 3 лет. В этот промежуток времени у малыша активно развивается речь, крупная моторика и предметная деятельность. Проще говоря, ребенок учится говорить и ощущать себя в этом мире при помощи различных игр.
Малышу нравится перекладывать предметы, пересыпать их, сортировать и стучать. Он бегает, влезает куда-нибудь и пробует «мокрую» лужу. Все эти действия развивают его интеллект. Именно физическое развитие влияет на интеллектуальное. Но ни как не наоборот! В это время мозг ребенка еще не готов читать, писать и считать или же осознано изучать новый иностранный язык.
Раннее обучение ребенка — ускорение нормального естественного процесса развития. Важно понимать, что вы хотите от ребенка — развивать его или обучать? Это два кардинально разных понятия.
По опыту могу сказать, что ребенок, с которым занимаются подготовкой к школе с 3-4 лет, к 6 годам теряет мотивацию к обучению вообще.
Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.
Тем не менее, многие родители стараются насытить жизнь своих детей разными кружками и занятиями. Такой насыщенный график малыша больше напоминает график взрослого: подготовка к школе, спортивная секция, танцы, театр и многое другое.
Складывается впечатление, что родители боятся куда-то опоздать. «Вдруг придет другой ребенок в школу и он будет лучше. А может он будет более подготовлен, чем мой. Поэтому нужно успеть все сделать». Но это неправильная позиция! У ребенка должно быть хорошее, «качественное» детство, где бы он мог достаточно наиграться, набегаться, а потом с удовольствием начать учиться.
Нужно учитывать, что у ребенка только к 7 годам формируются абстрактное мышление, способность усваивать большое количество информации, осмыслять и понимать ее досконально. Такие нагрузки в раннем возрасте приводят к усталости, подавленному настроению и, что еще хуже, к психосоматическим болезням.⠀
Что же делать?
Прежде всего родителям необходимо:
- Осознать, что уметь читать и писать в 3 года нужно только вам, а не ребенку. А малышу в эти годы хочется совершенно других вещей!
- Прислушаться к ребенку. Следует узнать, к чему сейчас тянется кроха и что ему интересно (пение, рисование, танцы и прочее). Это и возьмитесь развивать. Главное, чтобы малышу это было в удовольствие.
- Помнить, что у ребенка не 8-часовой рабочий день! Для его неокрепшей психики будет сложно выдержать такие нагрузки.
- Давать возможность развиваться самостоятельно. Не нужно весь день навязываться ребенку различными играми и занятиями. Малышу требуется свое личное пространство, чтобы у него развивались воображение и фантазия.
- Учить общаться со сверстниками. Ребенку следует помочь разобраться в основах коммуникации с другими детьми.
- Помнить, что ребенок только обязан быть СЧАСТЛИВЫМ. А это напрямую зависит только от родителей.⠀
Два-три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы, то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.
Нельзя учить ребенка читать в два года, вместо того, чтобы лепить с ним куличики. Потому, что лепить куличики, кидать мячик, кататься на велосипеде в два года, несомненно, полезней, чем читать.
Факт!
И те, кто «за» раннее развитие, и те, кто выступает против, сходятся в одном мнении: сенсорное развитие важно во всех случаях. Оно помогает развивать и воспитывать ощущения, чувства, функции головного мозга.
Такая методика крайне проста: малыш с первых недель должен иметь доступ к самым разным материалам – гладкой ткани, шершавой бумаге, тяжелым и легким игрушкам, теплым и холодным предметам, играть с песком, водой, тестом, разными фактурами и формами.
В этих играх создается основа для сложнейших психических процессов, тренируется восприятие, память, мышление.
Даже если ребенок научится складывать буквы в слова, он все равно читать не будет. Скорее всего, он будет просто угадывать слова, которые запомнил. Многие дети проделывают этот фокус, вводя родителей в заблуждение. По-настоящему читать они всё равно начинают ровно тогда, когда им надо начать читать: в свои пять, шесть, семь лет.
Правда, иногда родители успевают так надоесть с «обучением», что дети начинают испытывать отвращение к процессу самостоятельного чтения. Я знаю много детей, чьи родители увлекались ранним развитием и которые в итоге не любят читать.
Взрослые снижают мотивацию к обучению
Представьте, что вы несколько лет потратили на построение карьеры и почти доросли до должности генерального директора, а потом вам безапелляционно заявляют, что необходимо вновь вернуться на позицию младшего менеджера. В похожей ситуации оказывается ребенок, которому приходится в начальной школе заново учить то, что он еще в пятилетнем возрасте лихо декламировал гостям с табуретки. Этот шаг назад кажется ему если не унизительным, то довольно странным, поэтому сложно убедить ребенка в необходимости слушать объяснения учителя и выполнять его требования. Если ребенок поймет, что большая часть материала ему уже известна, он пропустит тот момент, когда начнется новый материал, или не сможет связать его с имеющимися знаниями. Кроме того, будет потерян авторитет педагога, поскольку первоклассник быстро привыкнет к тому, что слова учителя ничего не стоят.
Не застрахован «развитый» ребенок и от звездной болезни. Привыкнув к похвалам преподавателя и к тому, что его уровень подготовки выше, чем у одноклассников, первоклассник будет болезненно реагировать на изменение своего статуса в классе.
Последствия.
Ребенок, считающий, что он и так все знает, оказывается лишен основных мотивов обучения. У него нет стремления догнать более сильных сверстников, нет стимула слушать учителя и нет возможности получить похвалу родителей за повторное освоение уже знакомого материала. В силу возрастных особенностей он не способен критически отнестись к своим разрозненным знаниям и вместо того, чтобы заняться их систематизацией, пускает учебу на самотек.
Итак, сделаем выводы. Модные методики и центры – скорее способ потешить родительское самолюбие, облегчить кошелек и занять время. Слишком интенсивное развитие может здорово навредить детям.
После трех не только не поздно: из всего, чем предлагают заниматься в раннем возрасте, доказано полезны только сенсорное развитие и коммуникативные навыки, а остальное должно соответствовать естественной схеме формирования функций мозга. С трех лет стоит вводить немного математики в обычную жизнь. И все это можно делать дома в виде увлекательной игры, а не тренинга по расписанию.
Десерт